О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь.

21.01.2014

21 января 2014г. опубликован:
 
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 8 января 2014 г. № 128-З
О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь

 
Настоящий Закон направлен на совершенствование правовых и организационных основ государственного регулирования торговли и общественного питания в Республике Беларусь.
 
В Законе даны определения таким терминам как:
Ассортимент продукции общественного питания
Ассортимент товаров
Ассортиментный перечень товаров
Магазин
Объект общественного питания и др.
 
В частности:
Интернет-магазин – информационный ресурс субъекта торговли в глобальной
компьютерной сети Интернет (далее – сеть Интернет), позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта.
Магазин – стационарный торговый объект, имеющий торговое помещение.
Магазин современного формата – магазин самообслуживания, в  котором реализуются товары разнообразного назначения (применения) (далее – универсальный ассортимент товаров), оказываются услуги населению, с торговой площадью четыреста и более квадратных метров.
Магазин шаговой доступности – магазин, в котором реализуется универсальный ассортимент товаров, либо специализированный магазин, в которых реализуются товары регулярного или частого спроса (товары повседневного спроса), расположенные в районе жилой застройки, с торговой площадью триста и менее квадратных метров.
Общественное питание – предпринимательская деятельность, направленная на производство продукции общественного питания, продажу и организацию потребления продукции общественного питания и товаров с оказанием либо без оказания услуг,связанных с осуществлением общественного питания.
Объект общественного питания – капитальное строение (здание, сооружение) или его часть (части) либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, и летнее (сезонное) кафе, оснащенные специальным оборудованием, предназначенным для осуществления общественного питания.
Оптовая торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Розничная торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
 
Закон регулирует отношения в области торговли и общественногопитания, иные отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью, в том числе возникающие между:
государственными органами и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в связи с организацией и осуществлением торговли и общественного питания;
субъектами торговли, субъектами общественного питания и юридическими лицами либо физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями,при осуществлении торговли и общественного питания.
 
Основными принципами государственного регулирования торговли и общественного питания являются:
1.1. соблюдение равенства прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на осуществление торговли и общественного питания;
1.2. недопустимость неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков товаров;
1.3. приоритет экономических мер государственного регулирования торговли и общественного питания;
1.4. обеспечение реализации права субъектов торговли, субъектов общественного питания на свободное обращение товаров;
1.5. обеспечение реализации права на свободу выбора контрагента и товаров;
1.6. ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции;
1.7. защита государством прав и законных интересов субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров и покупателей.
2. Государственное регулирование торговли и общественного питания осуществляется посредством следующих мер:
2.1. определение и реализация государственной политики;
2.2. лицензирование в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
2.3. техническое нормирование, стандартизация, подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
2.4. установление требований к организации и осуществлению торговли и общественного питания;
2.5. установление требований к заключению и исполнению договоров,предусматривающих поставки продовольственных товаров, между субъектом торговли, субъектом общественного питания и поставщиком продовольственных товаров;
2.6. введение ограничений и (или) запретов на осуществление торговли и общественного питания, в том числе отдельными товарами;
2.7. ценообразование в области торговли и общественного питания;
2.8. защита конкуренции в области торговли и общественного питания;
2.9. содействие развитию торговли и общественного питания;
2.10. информационное обеспечение субъектов торговли, субъектов общественногопитания, поставщиков товаров и покупателей;
2.11. установление нормативов государственных социальных стандартов в области торговли и общественного питания;
2.12. осуществление контроля в области торговли и общественного питания.
 
Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области торговли и общественного питания и осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться иные принципы и меры государственного регулирования торговли и общественного питания, чем те, которые установлены статьей 4 настоящего Закона.
 
Законом установлены:
Требования к организации и осуществлению торговли
Требования к организации и осуществлению общественногопитания
Требования к заключению и исполнению договоров,предусматривающих поставки продовольственных товаров, между субъектом торговли, субъектом общественного питания и поставщиком продовольственных товаров
Требования к созданию стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания
Особенности размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов общественного питания
Требования к организации ярмарок
Требования к созданию торговых центров и организации их работы
Требования к созданию рынков и организации их работы
Требования к созданию фирменных магазинов, фирменных секций и организации их работы
Требования к осуществлению торговли с использованием сети Интернет
Установление режима работы
Установление ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания
Торговый реестр
Мероприятия, содействующие развитию торговли и общественного питания
Государственные социальные стандарты в области торговли и общественного питания
Проведение закупочных и товарных интервенций
 
Требования к субъектам торговли, субъектам общественного питания и поставщикам продовольственных товаров
1. Требования к субъектам торговли, субъектам общественного питания и поставщикам продовольственных товаров, исключающие ограничение конкуренции, определяются антимонопольным законодательством Республики Беларусь с учетом дополнительных требований, предусмотренных настоящей статьей.
2. Субъектам торговли, осуществляющим торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, субъектам общественного питания,осуществляющим общественное питание посредством организации сети общественного питания, и поставщикам продовольственных товаров, осуществляющим поставки этихтоваров в торговые сети или крупные магазины, запрещается:
2.1. создавать дискриминационные условия, в том числе препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из него других субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков продовольственных товаров;
2.2. понуждать контрагента заключать договор с условиями о: запрете на заключение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, с другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на аналогичных или иных условиях; представлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем контрагенту сведений о заключаемых договорах с другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность; снижении поставщиком продовольственных товаров цены этих товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к цене этих товаров не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже субъектами торговли, субъектами общественного питания, осуществляющими продажу аналогичных продовольственных товаров. Запрещается также понуждать контрагента заключать договор с иными условиями, если они содержат схожие признаки условий, предусмотренных частью первой настоящего подпункта, а также противоречат требованиям антимонопольного законодательства Республики Беларусь;
2.3. заключать между собой договор комиссии, договор поручения или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, предметом которых является поставка продовольственных товаров, за исключением заключения указанных договоров между субъектами торговли, входящими в одну торговую сеть.
3. Субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, субъектам общественного питания,осуществляющим общественное питание посредством организации сети общественногопитания, запрещается совершать действия, направленные на понуждение поставщика продовольственных товаров, осуществляющего поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины, к заключению договора, предметом которого является приобретение последним нереализованных продовольственных товаров, срок годности (срок хранения) которых истек, а также включать в договоры, предусматривающие поставки продовольственных товаров, условие о возврате ему таких товаров, непроданных по истечении определенного срока.
4. Субъект (субъекты) торговли, осуществляющий (осуществляющие) розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов (за исключением юридических лиц системы потребительской кооперации), доля которого (которых) в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах города Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие ему (им) торговые объекты, за предыдущий финансовый год превышает двадцать процентов, не вправе приобретать, арендовать в этих границах дополнительнуюторговую площадь для осуществления этим субъектом (этими субъектами) розничной торговли или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади. Сделка, совершенная с нарушением условий, предусмотренных частью первой настоящего пункта, ничтожна.
 
Требования к государственным органам, иным юридическим лицам
Соглашения между общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, объединяющими субъектов торговли, субъектов общественного питания, и общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, объединяющими поставщиков товаров
 
Контроль в области торговли и общественного питания
Контроль в области торговли и общественного питания осуществляется органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Министерством торговли Республики Беларусь, областными, городскими (включая Минский городской),районными исполнительными комитетами, а контроль за соблюдением требований,предусмотренных статьями 12, 26–28 настоящего Закона, – также Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь в порядке и в пределах полномочий, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
 
Приостановление (запрет) продажи товаров
1. При установлении в ходе проверки субъекта торговли, субъекта общественногопитания случаев продажи товаров, не соответствующих установленным нормативными правовыми актами Республики Беларусь, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, требованиям к качеству и безопасности товаров, продажи товаров без предусмотренных законодательством Республики Беларусь сопроводительных документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, либо с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы, либо без указания таких сроков, если их установление обязательно, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, органы, указанные встатье 29 настоящего Закона, вправе в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, вынести в отношении проверяемых субъекта торговли, субъекта общественного питания требование (предписание) о приостановлении (запрете) продажи таких товаров.
2. Требование (предписание) о приостановлении (запрете) продажи товаров, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, может быть вынесено по одному или нескольким торговым объектам, объектам общественного питания проверяемых субъекта торговли, субъекта общественного питания.
 
Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь в области торговли и общественного питания
 
Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:
статьи 1–34 – через шесть месяцев после официального опубликования настоящегоЗакона;
иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.