Министерство торговли РБ разработало Правила добросовестного поведения на рынке розничной торговли и рынке рекламных услуг.

22.07.2010

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель Министра торговли
Республики Беларусь
_________________И.В.Наркевич
30 апреля 2010 г.

Правила добросовестного поведения на рынке розничной торговли и рынке рекламных услуг


I. Общие положения


1. Настоящие правила разработаны в целях противодействия недобросовестной конкуренции на рынке розничной торговли и рынке рекламных услуг и носят рекомендательный характер для всех субъектов указанных рынков.
Согласно статье 14-1 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», статье 1029 Гражданского кодекса Республики Беларусь недобросовестная конкуренция в Республике Беларусь не допускается.
Недобросовестной конкуренцией признаются:
любые действия, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные интересы потребителей;
все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;
ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента;
указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента;
другие действия, противоречащие требованиям актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, во избежание ограничения конкуренции субъекты хозяйствования не должны создавать ситуацию, в которой предпринимательская деятельность конкурента станет убыточной либо будет осуществляться на крайне невыгодных для него условиях.
 
II. Правила добросовестного поведения
на рынке розничной торговли
2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю (далее – розничные торговые организации) не допускается заключать договоры (соглашения) или предпринимать согласованные действия, если такие договоры (соглашения) или согласованные действия приводят или могут привести к:
1) установлению или поддержанию цен, скидок, надбавок (доплат), наценок, которые создают препятствия для сохранения стабильных объемов реализации товаров другими хозяйствующими субъектами;
2) разделу рынка розничной торговли по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
3) не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен нормативными правовыми актами Республики Беларусь;
4) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
5) созданию препятствий доступу на рынок розничной торговли или выходу из этого рынка другим хозяйствующим субъектам.
3. Поставщикам товаров и розничным торговым организациям не допускается заключать договоры (соглашения), если:
1) таким договором (соглашением) поставщик товара предъявляет розничной торговой организации требование не допускать товар хозяйствующего субъекта - конкурента для продажи. Данный запрет не распространяется на договоры (соглашения) об организации розничной торговой организацией продажи товаров под товарным знаком либо фирменным наименованием поставщика или производителя;
2) таким соглашением (договором) навязывается приобретение услуг, непосредственно не связанных с поставкой (передачей) товаров (консультационных, информационных, рекламных и тому подобных услуг);
3) такие договоры (соглашения) или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
4. Розничным торговым организациям и поставщикам товаров не допускается осуществление недобросовестной конкуренции, в том числе:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки конкурентам, дискредитировать их либо нанести ущерб их деловой репутации;
2) некорректное сравнение поставляемых или реализуемых товаров с товарами, поставляемыми или реализуемыми конкурентами, условий реализации товаров с условиями реализации конкурентов;
3) незаконное использование фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара;
4) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
5) приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации конкурентов, средств индивидуализации их продукции или услуг.

III. Правила добросовестного поведения
на рынке рекламных услуг
5. Рекламопроизводителям, рекламодателям, рекламораспространителям в целях недопущения ограничения конкуренции на рынке рекламных услуг не допускается:
1) обуславливать заключение договоров на производство и (или) размещение рекламы приобретением дополнительных услуг либо навязывать в договорах невыгодные для иной стороны условия (например, обуславливать договор на размещение рекламы заключением договора на ее производство, предусматривать в договоре на размещение наружной рекламы покупку определенного количества рекламных полей и т.д.);
2) использовать в рекламе товаров (работ, услуг) информацию, которая свидетельствует о преимуществе рекламируемых товаров (работ, услуг) перед аналогичными товарами (работами, услугами), реализуемыми (выполняемыми, оказываемыми) другими субъектами хозяйствования (например, через использование в рекламе сравнения рекламируемого товара с «обычным» товаром без использования конкретного наименования);
3) указывать в рекламе только часть существенной информации о стоимости товаров (работ, услуг), тем самым вводя потребителей в заблуждение (например, сообщать в рекламе о бесплатности услуг, при этом условия их бесплатного приобретения сообщать не в рекламе, а на сайтах или в других источниках информации);
4) отражать в рекламе сведения, способные повлиять на свободу выбора потребителей рекламы (например, приводить рейтинг товаров (работ, услуг), основанный на субъективно определяемых критериях, подчеркивающих преимущество рекламируемого товара (работы, услуги).